В рамках Белорусской недели науки основатель компаний "DD-Company" и "Стартап-инвест" Дмитрий Аксютик рассказал газете «Заря», с чего всё начиналось и как удалось стать лучшим TechNet стартапом в СНГ по итогам 2023 года.
Дмитрию исполнилось 33, он родился в Санкт-Петербурге в студенческой семье, которая переехала в город над Бугом, когда ему было всего два года. Окончил брестскую среднюю школу №20, политехнический колледж по специальности «Технология машиностроения робототехнических комплексов», вузовский диплом прибавил еще одну специальность – «Управление инновационной деятельностью предприятий». Однако после службы в армии и работы на мебельной фабрике, а также в штате ООО «Лагуна» парень четко осознал: он не готов быть у кого-то в подчинении, а, значит, надо становиться мастером своего дела.
Не всё получалось сразу. Найдя компаньона, Дмитрий начинал с выращивания грибов-вешенок, полностью окунувшись в производство, занимаясь практически всем – от закупки мицелия до поддержания необходимого климат-контроля внутри используемого помещения, которое удалось найти в районе крепости. И хотя были достигнуты договоренности с крупными ритейлами города, сотрудничество пошло на лад, перспективное дело масштабировать не получилось: для получения серьезной прибыли требовалась реализация больших объемов продукции, а поставки в Россию предполагали потенциальные риски и не всегда выгодные условия.
Еще один раскрученный Дмитрием проект оказался своего рода предтечей тому, чем сегодня в глобальном масштабе занимается Яндекс: «Началась пандемия, все сидят по домам, кушать хочется, куда-то выйти – можно заболеть. Тогда я нашел кафе, которое не работало на вынос, и организовал процесс доставки еды оттуда непосредственно к заказчику: телефонный звонок – и такси привозит заказ на дом».
В настоящий момент Дмитрий Аксютик является директором компании «Стартап – Инвест», которая получила прописку в Брестском научно-технологическом парке. «По-английски стартап – это значит старт вверх. Конкретно речь идет о проектах, находящихся на начальном этапе развития, которые не имеют четких операционных и управленческих функций, первых продаж, однако при этом обладают большим потенциалом в связи с тем, что начинают занимать свои узкие ниши с потенциально большими объемами рынка», – поясняет собеседник.
Сегодня компания управляет несколькими проектами, один из которых – тот самый вышеупомянутый «DD Company: Инновационные электрические отопительные системы» – в итоге оправдал возложенные на него надежды.
Девиз «Тепло, доступное каждому» Дмитрий и его соратники реализуют через технологию, применяемую в ряде предлагаемых продуктов – систем снеготаяния на подъездных путях и входных группах, антиобледенения водосточных и других коммуникаций на производствах, теплые крыши, стены и полы нового образца в промышленном и жилом секторах на основе бикарбонового углеродного волокна.
Всё началось в марте 2019 года, когда Дмитрий попробовал разработать теплый пол нового образца, используя обычные карбоновые провода для электроотопления домов и других построек, закупив их через интернет. Пробный тест принес огорчение: обычные теплопроводящие провода из Китая грели неравномерно – один участок лучше, другой хуже, изоляция и «начинка» под ней начинали повреждаться, коротить, появлялась вероятность удара током… Тогда было решено заказываемые в Китае карбоновые провода переделывать и улучшать.
– Четыре года назад у нас были идеи и презентации, но не было достаточного количества денег, чтобы воплотить планы в жизнь. Но нашелся инвестор, поверивший в нас и вложивший десять тысяч долларов, которые были потрачены на доработку и улучшение китайских проводов, закупку оборудования и разработку сайта компании, а также наем команды. Это был стартап в чистом виде, – констатирует Дмитрий.
Свои первые теплые полы делали родственникам, друзьям и знакомым бесплатно, чтобы набить руку, найти и исправить ошибки, усовершенствовать технологию. По состоянию на 2021 год, вышли на следующую стадию, имея уже не только прототип, но и хороший качественный конкурентоспособный продукт, имеющий высокие шансы «пробиться» на рынке. А к победе в Москве проект «DD Company: Инновационные электрические отопительные системы» уверенно перерос из стартапа в готовый рабочий бизнес.
Ноу-хау вполне заслуживает неофициального наименования чудо-кабеля. Благодаря проведенной модификации такой кабель дольше эксплуатируется и более надежен, чем китайские аналоги: его можно нагреть до 200 градусов и благодаря терморегулятору обеспечить любую температуру в помещении, он не боится влаги и пригоден к эксплуатации в течение 50 лет без необходимости ремонта. Немаловажный нюанс: проект «DD Company: Инновационные электрические отопительные системы» позволяет обеспечивать необходимым количеством тепла любые объекты – теплицы, бани и так далее.
– Доказав свою инновационность и открыв юрлицо, вступили в Брестский научно-технологический парк: на его площадях базируются офис, производственное помещение и само производство, – комментирует предприниматель.
Планов по дальнейшему продвижению своего детища у Дмитрия громадье: «Хотя основной упор в проекте сделан на комплексное отопление помещений на основе бикарбонового углеродного волокна, также предусматривается производство «умной» теплой одежды, гибридных батарей и другого оборудования для генерации тепла. Помимо отечественного, как перспективные рассматриваются рынки Российской Федерации и Польши».
Вместе с тем приоритетным пока остается белорусский рынок, где названная технология нашла практическое применение на более чем 150-ти различных объектах – от крупных предприятий, среди которых значится Пружанский льнозавод, до обычной городской квартиры или деревенского дома.
Примерно десять процентов от общего количества заказчиков приходится на юридические лица, которые таким образом отапливают офисы и склады за меньшие деньги, остальные девяноста составляют, как правило, владельцы частных домовладений, не имеющие возможностей или желания подключиться к газу или желающие перейти с него на предлагаемую электроальтернативу. Кроме того, эти электрические отопительные системы будут потенциально интересны для категории одиноких пожилых людей, проживающих в сельской местности: когда таскать к печи дрова или уголь в силу возраста и состояния здоровья уже тяжело, при небольшом потреблении электроэнергии такие теплые полы становятся настоящим спасением.
Особенно выгоден выбор в их пользу, если подключиться на льготный тариф на электроотопление. Как это сделать – подробно расскажут консультанты компании. Ее директор заверяет: при получении данной льготы от государства отапливать жилье станет дешевле, чем газом.
– Сейчас в Беларуси рынок отопления разделен, соответственно, на газовое и электрическое. Первое есть не везде, вводится в эксплуатацию долго, стоимость работ достаточно высока. Электрику подвести быстрее, легче и проще. Введение в эксплуатацию Белорусской АЭС простимулировало определенные меры в плане потребления энергии: в частности, в апреле 2020 года подписан Указ №127 «О возмещении расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда», который дает право возместить 20% от суммы расходов. К аналогичным предыдущим периодам рынок электроотопления в Беларуси постоянно прибавляет в среднем 15 – 18 процентов, а это значит, что у нашего проекта – безусловно, большое будущее, – уверен Дмитрий Аксютик.